Дтож ауди 80 abt

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости ауди 80 б4

Для многих, не секрет, что я занимаюсь, в качестве подработки, помощью в ремонте автомобилей. География моих клиентов очень обширна. Многие из них находятся за пределами России, и помочь руками я им не могу, но советы мои востребованы. Однако, некоторые вещи надоедает писать по семь раз в неделю. Потому я в рамках своего БЖ провожу ликбез по разным частям автомобиля, на примере Ауди 80.
Вы могли уже прочитать записи по системе зажигания (Тыц. Тыц. Тыц.), по расходу топлива (Тыц) и по моновпрыску (Тыц. Тыц. Тыц. Тыц. Тыц. Тыц. Тыц). Кто не читал — ознакомьтесь, в части вас касающейся, кто читал, освежите память.

В этой записи опишу методику проверки температурных датчиков. Уж больно много вопросов вызывает эта простая процедура…

Итак, датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ, и никак иначе). Представляет он из себя терморезистор — маленькая керамическая таблетка, которая изменяет свое сопротивление в зависимости от температуры. Вместе с сопротивлением изменяется и напряжение, которое к нему подается. Мозг инжектора (или продвинутого карбюратора, типа «Пирбург») по изменению напряжения, понимает насколько двигатель прогрет и согласно полученным данным высчитывает правильную топливо-воздушную смесь. Т.е. как ни крути, но даже ёжику понятно — датчик этот довольно важный. Без него можно не запустить двигатель в мороз, и прогрева нормального не будет.
Вот, к примеру, зависимость угла открытия дросселя и оборотов у моника, от температуры. т.е. от показаний ДТОЖ:

Сам терморезистор, керамическая таблетка — вещь довольно монументальная и неубиваемая. Зависимость сопротивления от температуры в нем никогда просто так не изменится, если его не тереть об асфальт и не грызть пассатижами (в противном случае, поздравляю Шарик, — ты балбес).
Так почему же этот датчик выходит из строя?
Проблема кроется в устройстве самого датчика. Вот оно:

На дне металлического корпуса лежит эта самая таблетка. Клеммы датчика соединяют электрическую цепь через две пружинки. Неудачность конструкции в том, что всё это дело хорошо работает лишь до тех пор, пока внутри тепло и сухо. Стоит только попасть внутрь влаге (а попасть она может туда ещё в Китае, когда нерасторопный китаец чихнет с соплями во время сборки датчика) места контактирования пружинок с клеммами, и таблеткой начинают окисляться. На рисунке выше это показано желтым цветом. Окислы — это дополнительное сопротивление, которое добавляется к сопротивлению таблетки. В результате мозг думает, что двигатель холоднее чем есть на самом деле, и льет лишнее топливо. И чем больше этих окислов, тем сильнее льет.

Засада номер два, состоит в температурном расширении. Корпус датчика, пружинки и таблетка сделаны из разных материалов. Температурное расширение у них разное. В результате, во время прогрева всё это добро немного гуляет относительно друг друга и протирает окислы. Т.е. при одной температуре датчик будет показывать правильное сопротивление, а уже при нескольких градусах теплее или холоднее может выдать сопротивление соответствующее морозу в -40*С. Здравствуйте, повышение оборотов и черный дым… А ещё через пару градусов, всё может придти в норму…

Таким образом, ДТОЖ надо проверять. И проверять во всем, доступном для проверки, диапазоне. Проверять, следя за плавностью изменения сопротивления. Проверять на соответствие графику.

Суровая проверка ДТОЖ. Помощник лаборанта записывает данные в журнал. Лаборант сидя обдумывает полученные показатели.

Подключаем мультиметр щупами к датчику. Включаем режим измерения сопротивления на мультиметре (обозначается греческой буквой «Омега»). Диапазон измерения 20000 Ом (или больше, в зависимости от того какой это датчик, главное, чтобы больше того, что есть на графике с которым будем сверять). Когда будем проверять ту часть гарфика, где сопротивление должно быть ниже, можно переключиться на диапазон 2000, чтобы было точнее. Более дорогие мультиметры обычно имеют лишь одно положение для измерения сопротивления, диапазон там устанавливается автоматически.
Проверяем получившееся творение: берем датчик и греем теплом наших рук. Сопротивление в окошке мультиметра должно начать изменяться. С 2500 Ом, до 1700 Ом, примерно, если это ДТОЖ на мозги, у других датчиков цифры могут быть другими. Главное, что цифры меняются от температуры.
Берем стакан с водой, погружаем туда датчик. Воды должно быть столько, чтобы не мочить клеммы датчика.
В тот же стакан погружаем термометр, чувствительным элементом в воду.
Должно получится как-то так:

Всем доброго времени суток! Итак, с момента покупки отметил один интересный факт: машина устойчивее работает при -16 чем при +10(имею ввиду прогревочный цикл).
С приходом тепла стал замечать что повышенные обороты иногда держатся до момента включения вентилятора, а иногда и вовсе весь день. В динамике машины ощущалось что смесь переобогащена. Расход в городе стал большим. На декоративной части выхлопной трубы появился чёрный налёт. Подозрения пали на синий ДТОЖ, тот самый который информирует блок управления о температуре двигателя. В своё время блок управления анализируя данные «готовит» смесь. Принцип работы синего ДТОЖ прост, он представляет собой резистор с отрицательным температурным коэффициентом (сопротивление уменьшается с увеличением температу­ры окружающей среды).

Читайте также:  Через сколько надо менять масло в двигателе ауди

Однажды я попал в гости к audi-1z . В его тех/агро/строй лаборатории мы протестировали мою машинку с помощью VAGCOMа. Что снова подтвердило мои предполажения- синий ДТОЖ своё уже отработал. Дима, огромное тебе спасибо за диагностику!

Поставили/протестировали/завели/нагрели/протестировали, всё ИДЕАЛЬНО! Помчал на Питер. Вот уже намотал около 2000 км :прогревочные в норме, труба сухая и чистая, расход радует! В целом машину не узнать! Такой маленький датчик, а такие глобальные изменения!)))

ИТОГИ / ВЫВОДЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ
1) РАСХОД
Напомню, что поездка в 1400 км по трассе + небольшой пробег в городском цикле = 7,3 литра на 100 км! По моему отличный результат! До этого была подобная поездка с пробегом в 1200 км, правда по родной земле, где расход составил 8,5 литра.
2) ДИНАМИКА
Изменения коснулись динамики автомобиля, гибкости двигателя — учусь заново кататься на машине. Раньше с низов брала как дизель, в «хомут била» уже на 1500. Но на высоких немного взахлёб была. Теперь наоборот, просит держать обороты в диапазоне 2500-3200 чтоб динамично перемещаться в пространстве))))
3) ПРОГРЕВ
Так же изминился прогревочный цикл: раньше на холодную обороты держались в районе 1200 до тех пор пока стрелка температуры не перевалит за 80 градусов. Затем наступал резкий ступенчатый спад на 950 оборотов. А иногда и вовсе этого не происходило, весь день на высоких оборотах «молотила» . Теперь прогревается на холодную на 1100, и плавно, не заметно снижает обороты до 950. Чем выше температура двигателя, тем ниже обороты. Оооочень плавно, не уловить ухом)))

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕТАЛИ:
1. Кронштейн крепления датчика температуры (скоба-фиксатор).
2. Кольцо уплотнительное датчика температуры.

После сброса ошибок через VAG-COM ошибка с ДТОЖ исчезла. Но всё же, для профилактики решил его заменить.

Пришла мне вот такая посылочка с Экзиста:

Перед тем, как заказать ДТОЖ, читал о нём в разных БЖ. Все советуют ставить только оригинал. Но вот наткнулся на запись в БЖ у ZhanAudi «Грёбаный Дтож. Продолжение», о датчике «Hans Pries», и я решил заказать именно его. И действительно пришёл датчик с оригинальным VAG-вским артикулом, но без «колец».

И с данным комплектом пошёл я в свой гараж.

══════════════ ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАМЕНЕ: ══════════════
1. Замену желательно производить «на холодную».
Я про это подзабыл, т.к. перед этим лазал в настройках Vag-Com.

2. Нам необходимо заменить левый синий датчик.
Именно он подаёт сигнал на мозги. Правый подаёт сигнал на приборку.

3. Для удобства вынимаем высоковольтный провод с 4-й свечи.

5. Далее аккуратно достаём сам датчик с уплотнительным кольцом. Делаем всё быстро, т.к. из пустого отверстия на месте датчика будет вытекать охлаждающая жидкость.

6. Установку нового ДТОЖ осуществляем в обратном порядке.

Вот и новый датчик на месте:

А вот старый. Не нашёл, что за модель стояла.(Да и не сильно искал).

Может и самовнушение, но после замены «Frau» стала работать как-то лучше, ровнее что-ли.

══════════════ АРТИКУЛЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ: ══════════════
1. ДТОЖ
Оригинал — VAG 025 906 041 A
Я брал — Hans Pries 100 191 435

2. Кронштейн крепления датчика температуры
Оригинал — VAG 032 121 142
Я брал — Jp Group 1114550400

3. Кольцо уплотнительное датчика температуры.
Оригинал — VAG N 903 168 02
Я брал — Hans Pries 104 529 545

Нередко датчик температуры охлаждающей жидкости ауди 80 64 выходит из строя. В данной статье мы расскажем, как произвести его замену своими руками.

Электропитание датчик температуры охлаждающей жидкости осуществляется через замок зажигания и предохранитель, от приборной панели. Со временем, он может выйти из строя вообще или показывать неправильные данные, что доставляет серьезные неудобства. Чтобы устранить неисправность, необходимо произвести ряд комплексных мер, которые помогут решить проблему.

Диагностика ДТОЖ

Чтобы проверить исправную работу ДТОЖ, необходимо выполнить следующий порядок действий:

Порядок выполнения работ при снятии датчика

Чтобы самостоятельно произвести ремонт автомобиля, необходимо выполнить целый ряд действий, которые включают в себя:

  • Первое, что необходимо сделать – слить антифриз. Сливаем до тех пор, пока его уровень не опустится ниже уровня датчика. Если сливать жидкость не хочется, сделайте специальную пробку, которой можно будет заткнуть отверстие, после снятия неисправного устройства;
  • Требуется снять клеммы с аккумулятора, чтобы отключить массу;
  • Отсоединяем датчик от цепи, затем требуется его выкрутить.

Все, неисправное устройство извлечено и можно приступать к установке нового, исправного устройства.

Установка нового ДТОЖ

Чтобы правильно установить датчик включения вентилятора, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Перед установкой нового датчика, необходимо взять герметик и размазать его тонким слоем по резьбе изделия;
  2. Устанавливаем датчик и подцепляем его при помощи разъема к электроцепи;
  3. Заливаем антифриз;
  4. Чтобы успешно завершить работу, требуется произвести пробный пуск двигателя и посмотреть стрелку датчика (его исправную работу). Если все в порядке, глушим двигатель и проверяем автомобиль на наличие утечек.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) по сути является терморезистором или термосопротивлением. В зависимости от температуры среды в которую он погружен, сопротивление в цепи изменяется в большую или меньшую сторону. Процесс проверки датчика температур охлаждающей жидкости довольно прост, сделать это можно несколькими способами. Однако следует разбираться в основных аспектах его работы, а для выявления дефекта знать распространенные причины и признаки поломок. Чаще для проверки применяется мультиметр. Ниже мы приведем наиболее популярные варианты диагностирования датчика.

Читайте также:  Монитор в панель ауди а6 с5

Принцип работы датчика

Вкратце рассмотрим как работает терморезисторный датчик, это поможет правильно провести его диагностику. Датчик состоит из двух выводных контактов и измеряющей головки в которой располагается термистор. Контакты подключаются посредством проводов к электронному блоку управления (ЭБУ). Головка погружается в измеряемую жидкость. Так как ДТОЖ имеет отрицательный температурный коэффициент, с повышением температуры ОЖ падает показатель сопротивления на термисторе, а при понижении температуры сопротивление увеличивается. Информацию считывает блок управления и основываясь на ней дает определенную команду, а термостат открывает или закрывает поток антифриза через радиатор.

Исходя из показаний датчика температуры антифриза ЭБУ во время пуска двигателя выставляет нужное количество шагов регулятора холостого хода (РХХ), угол опережения зажигания и время впрыска форсунок, чем корректирует подачу горючего. На датчик подается постоянное напряжение 5 В с ЭБУ через резистор имеющий постоянное значение сопротивления, который расположен в управляющем контроллере. То есть управляющий блок реагирует на изменение напряжения на датчике.

Основные признаки и характеристика неисправностей ДТОЖ

О выходе из строя датчика температуры ОЖ, можно судить по нескольким признакам. Однако стоит понимать, что названые ниже типичные проявления могут быть причиной и иных дефектов двигателя автомобиля. Следовательно для уверенности нужно провести дополнительную проверку.

Основные признаки указывающие на неисправность датчика:

  • На приборной панели загорелась лампа Check Engine. Если Вы увидели этот значок, отсканируйте код ошибки, он может указывать и на другие неисправности.
  • Увеличился расход топлива. Вследствие того, что электронный блок получает неверные данные с датчика, он не может правильно их считать и определить требуемую команду. А именно, сколько необходимо горючего для образования топливной смеси и поддержки оптимальной температуры мотора.
  • Неустойчивая работа двигателя. Сюда относятся сбои на холостых оборотах, трудности при запуске мотора (чаще в зимние периоды) либо полная остановка на малых оборотах.
  • Авто глохнет при разогретом двигателе. Как только температура антифриза доходит до определенной отметки, мотор самопроизвольно останавливается. Независимо от того какая жидкость использовалась в системе (хороший антифриз или обычная вода).
  • Нестабильная работа вентилятора. Бывает несколько проявлений – иногда совсем не работает, а в других случаях не переключается на аварийный режим. Здесь важно дополнительно проверить термистор на исправность.
  • Машина плохо заводится когда двигатель холодный.

Чаще такие датчики изготавливают с неразборным корпусом, поэтому при дефектах их заменяют на новые. Это относится к автомобилям любых производителей и отечественных, и зарубежных.

Где найти датчик на машине

Для проверки датчика необходимо знать, где он находится. Естественно, его расположение будет отличаться в разных марках и моделях авто. Однако существует несколько признаков по которым можно определить где он установлен.

Чаще датчик температуры охлаждающей жидкости располагается на выпускном патрубке головки блока цилиндров. В его конструкции предусмотрена резьба, при помощи которой он монтируется в соответствующее место. Важным требованием является прямой контакт головки датчика непосредственно с охлаждающей жидкостью. Это обеспечивает наиболее точные показания датчика.

Также следует учитывать, что некоторые модели автомобилей имеют сразу два датчик температуры охлаждающей жидкости. В таких случаях первый снимает и передает показания температуры антифриза на выходе из двигателя, а второй – на выходе из радиатора. Это дает более точную информацию о состоянии двигатели и системы охлаждения.

Всю информацию о количестве и расположении датчиков можно найти в техпаспорте авто.

Причины неисправности датчик температуры охлаждающей жидкости

Конструкция датчика предельно проста, а соответственно и поломки его случаются очень редко. Наиболее частыми причинами бывает изношенность либо механическое повреждение. Например, появление коррозии может быть вызвано тем, что в системе охлаждения, вместо антифриза, использовалась обычная вода.

Самые распространенные причины выхода из строя ДТОЖ:

  • Поврежденный корпус. Выражается по-разному, но чаще это заметное подтекание ОЖ из резьбы датчика либо его корпуса. Также возможно повреждение самого терморезистора или его контактов, что ведет к выдаче им некорректного сигнала.
  • Окисленные контакты. Под воздействием высокой влажности или просто из-за старости датчика, на его контактах может появиться окисление, что мешает прохождению электрического тока через них (или значительно увеличивает сопротивление цепи).
  • Поврежденная группа контактов (фишки). Чаще вызвано механическим повреждением проводов у основания разъема.
  • Нарушенный контакт внутри датчик температуры охлаждающей жидкости. Может быть вызвано его старением, сильным ударом или под воздействием вибраций. Ведет к обрыву контактов. В таких случаях ремонт невозможен, так как датчики изготавливаются с запаянным корпусом, поэтому подлежит замене.
  • Повреждена изоляция провод. Относится к питающим проводникам идущих от ЭБУ к датчику. Возникает от механического воздействия, старости, из-за использования некачественных изоляционных материалов и т.п. Особенно важно для автомобилей эксплуатируемых в условиях высокой влажности окружающей среды.

Во многих случаях, чтобы восстановить нормальную работу датчика температуры, достаточно удалить с его корпуса, резьбы и контактов нежелательный налет, следы коррозии и возможного окисления. Если это не помогло его проще заменить на новый.

Стоимость датчика невысокая, а сложности в установке не возникнет даже у начинающего автолюбителя.

Проверка исправности ДТОЖ

Датчик температуры антифриза проверяется двумя основными способами: не снимая с автомобиля либо демонтируя с его посадочного места. Второй метод также разделен на два варианта диагностирования: с применением термометра и без него.

Читайте также:  Размер свечей для ауди а6

Если датчик не прикипел к резьбе, то его довольно просто снять рожковым ключом подходящим по размеру. Важно перед откручиванием отсоединить разъем контактов. Следующим шагом нужно проверить приходит ли питание от ЭБУ на датчик.

Сделать это довольно просто имея универсальный тестер (мультиметр):

При нормальных условиях напряжение должно составлять 5 В. Ели это условие выдержано, тогда можно приступать к дальнейшей проверке датчика.

Если мультиметра у вас под рукой нет исправность ЭБУ и проводки до него можно проверить просто сняв разъем с датчик температуры охлаждающей жидкости во время работы двигателя, автоматически включится вентилятор радиатора. Это произойдет потому что блок управления увидит разрыв цепи и перейдет в аварийный режим. Если этого не произошло то либо неисправен ЭБУ либо вентилятор охлаждения.

Проверка не снимая с автомобиля

Самый удобный способ, ведь не нужно проводить демонтаж с последующим монтажом. Проверка выполняется при помощи тестера, путем замера показаний на контактах датчика.

Чтобы обеспечить доступ к контактам, потребуется отсоединить клеммник от датчика. При выполнении работ на горячем двигателе будьте осторожны, ведь можно не только обжечься самому, но и оплавить корпус или щупы мультиметра.

Затем тестер переводится в положение измерения сопротивления и присоединяется к выходным контактам датчика. Стоит заметить, что у холодного двигателя значение показаний будет высоким, у горячего – значительно ниже.

Для общего понимания какие значения выдает датчик при разных температурах, как пример, ниже приведены данные для ВАЗ-2110. Показания других легковых машин сильно отличаться не будут.

Показания датчика в зависимости от изменения температуры

Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом Температура жидкости, °С Сопротивление проводника, Ом
5 7 280 45 1 188
10 5 670 50 973
15 4 450 60 667
20 3 520 70 467
25 2 796 80 332
30 2 238 90 241
40 1 459 100 177

Стоит отметить, что датчик ломается крайне редко, чаще встречаются ситуации, когда он выдает неверную информацию. Поэтому следует сравнить показания температуры на приборной панели с данными полученными от датчик температуры охлаждающей жидкости в соответствии с таблицей. Если данные отличаются тогда есть смысл снимать датчик и проводить его дальнейшую диагностику.

Проверка ДТОЖ с термометром

Для такой диагностики, необходимо снять датчик с его посадочного места. Как упоминалось выше, сделать это можно при помощи соответствующего гаечного ключа. Заодно можно почистить сам датчик, с резьбы на патрубке удалить налет и смазать ее, осмотреть контакты на наличие окислений и при необходимости удалить.

Затем набрать воду в электрочайник или в другую емкость, но в таком случае придется воспользоваться кипятильником. Помимо этого для измерения нужно взять мультиметр и перевести его переключатель в положение измерения сопротивления проводника.

Головка датчика опускается в воду, а к его контактам присоединяются щупы тестера. Также в емкость с датчиком помещается и термометр, для удобства измерений желательно электронный, но можно и ртутный.

Затем постепенно повышая температуру жидкости сравнивать показания датчика и электронного термометра в соответствии с таблицей. Для большей точности фиксировать показания лучше через каждые 5 градусов. В итоге Вы получите данные которые можно занести в таблицу. Их впоследствии можно сравнить с информацией предоставленной в технической документации к конкретной модели авто. На крайний случай можно сравнить с таблицей приведенной выше.

При проведении проверки допускаются небольшие отклонения от значений. Небольшие погрешности могут зависеть от разных условий и от самого датчика. Часто даже у датчиков температуры охлаждающей жидкости одной модели есть незначительные различия в показаниях при одинаковых условиях измерения.

Проверка без термометра

Такой метод не сильно отличается от предыдущего, только здесь не применяется термометр и показания снимаются одни раз.

Для проверки датчика его следует погрузить в емкость с водой и довести ее до кипения. Затем присоединить к выходным контактам щупы мультиметра и посмотреть, что он покажет.

Если ДТОЖ полностью исправен, то его сопротивление должно быть 177 Ом. Однако следует учитывать погрешности. К тому же щупы мультиметра тоже имеют свое сопротивление, да и температура воды может быть чуть ниже 100 градусов, а соответственно и сопротивление будет чуть больше.

Как проверить ДТОЖ на примере ВАЗ 2110

Чтобы провести проверку, необходимо знать какое у него сопротивление при разных температурах:

— 15 °С – от 4 033 до 4 838 Ом;

— напряжение на выходе при 15 °С – от 92.1 до 93.3 % от подаваемого с ЭБУ;

— напряжение на выходе при 128 °С – от 18.1 до 19.7 %.

Перед демонтажем ДТОЖ для последующей проверки или замены на новый из системы охлаждения, необходимо немного слить антифриз. Делается это на остывшем двигателе во избежание травмирования и повреждения деталей двигателя либо инструментов.

Откручивается датчик гаечным ключом на 19 мм. Для этого следует отвернуть его и снять вместе уплотнительным кольцом.

Измерения проводятся с шагом по 10 °С от точки кипения и до комнатной температуры. Значения сопротивления записываются, а по окончанию сверяются с таблицей.

Вывод

Датчик температуры охлаждающей жидкости довольно простое устройство и проверка его целостности не требует особых знаний и опыта. Для этого достаточно только наличие инструмента для его демонтажа и проверки, а именно гаечный ключ и мультиметр. Если датчик неисправен, его лучше сразу заменить, ремонт не стоит потраченного времени.

Источник

Оцените статью
Тюнинг BMW